Латвийский музей велосипедов

Курортный город Саулкрасты – пригородное местечко северо-восточнее столицы Латвии Риги – немного смахивает на наш Сестрорецк, правда, на порядок живописнее. Саулкрасты – «город четырех рек», растянувшийся на взморье, не раз выбирался местными и заезжими художниками в качестве натурного объекта. Саулкрасты богат событиями общественной жизни, здесь почти каждый месяц проводятся различные праздники и мероприятия, а летом – ежегодный джазовый фестиваль «Saulkrasti Jazz».

Именно здесь и расположился один из уникальнейших музеев стран Балтии – Латвийский музей велосипедов, что находится на Рижской улице, дом 44-а.

Режим работы музея говорит о том, что он не знает выходных: двери его открыты каждый день с 10 до 18 часов, что говорит о том, что это место пользуется популярностью. Согласно официальной статистике, Латвийский велосипедный музей ежегодно посещают порядка пяти тысяч человек.

Музей был открыт тридцать пять лет назад, в 1977 году. В основу собрания музея была положена частная коллекция Гюнтиса и Яниса Серегиных, состоящая из наиболее интересных в техническом и историческом планах образцов латвийского велосипедного производства; коллекция также неустанно пополнялась новыми оригинальными экспонатами из других стран.

Среди выставленных в залах предметов – первый латвийский «пенни-фартинг» 1886 года; велосипед «Ковентри» (Coventry) с первыми пневматическими шинами, изготовленный в Англии; велосипед «безопасного типа» (Safety), произведенный на первом латвийском велосипедном заводе А. Леутнера (A. Leitners) в 1888 году. Необычный образчик коллекции – деревянный велосипед, изготовленный известным латвийским аэроконструктором Карлом Ирбитисом в мастерской спортивных аэропланов при Рижском электротехническом заводе «ВЭФ». Машина была сконструирована из материалов, использовавшихся в легком самолетостроении тех лет.

Деревянный велосипед Ирбитса

Кроме собственно веломашин, в музее представлено множество разных вещей, связанных с культурой велосипеда, его применением в жизни, различными велосипедными обществами и заводами. Механические и электрические детали, предметы повседневной жизни, а также множество старинных фотографий и документов составляют неотъемлемый фон экспозиции.

Нельзя обойти вниманием коллекцию фирменных знаков-эмблем различных производителей велосипедов. На сегодняшний день это самая большая и мастерски подобранная коллекция в Восточной Европе, ее численный состав – более 800 экспонатов.

Собрание музея постоянно пополняют новые находки, которые тщательно реставрируются мастерами и занимают почетные места на стендах музея.

С момента своего основания музей оказывает большую помощь как велолюбителям ­­– в эксплуатации велосипедов, так и любителям истории – рассказывая о ее велосипедных страницах.

Гордость музея – собственное полноцветное двухсотстраничное издание «От Леутнера до Эренпрайсса: 100 лет велосипедного производства в Латвии» (From Leutner to Erenpreis. 100 years of bicycle manufacturing in Latvia, 2008). Книг, рассказывающих о латвийских велосипедах, на данный момент совсем немного, а те, что есть, в основном рассказывают о велосипедном спорте и том, что с этим связано. Музейная же книга уникальна в своем роде, так как рассказывает собственно о самих веломашинах и о более чем столетней истории их производства в Латвии.

Книга явилась результатом многолетней кропотливой работы авторов-составителей, которые по крупицам собирали интересную и важную информацию в архивах, музеях и библиотеках как в Латвии, так и за рубежом.

В Музее велосипедов есть действующий прокат. Конечно, на «пенни-фартинге» 1886 года вам вряд ли дадут покататься, но за символическую плату можно арендовать выносливый современный велосипед любой конфигурации, на котором можно изучить улицы и окрестности Саулкрасты и понять, почему местное взморье в двадцатом веке было очень популярно у художников-маринистов. При желании можно также взять напрокат шлем или велосипедное кресло для ребенка.

Действует при музее и многопрофильная веломастерская, где можно не только со знанием дела починить любую поломку, но и приобрести запчасти.

Не существует, наверное, другого такого места в Восточной Европе, где любители велосипедной индустрии и велосипедной культуры конца девятнадцатого – первой половины двадцатого века смогут так отдохнуть душой, как здесь.

Побывать на виртуальной экскурсии в музее можно по этой ссылке, узнать подробности о музее можно на официальном сайте: www.velomuseum.lv

Полина Быркова для Tweed Run Russia